ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМА
Как уже вспоминалось, для церковного помещения снимались различные частные и общественные дома. Так, с 1787 по 1816 год храм находился в доме графини Кордули Потоцкой, в 1816-1822 годах - во дворце князя Пининского, с 1822 по 1825 год - в доме графа Боковского, в 1825-1839 годах он получил приют в Национальном учреждении имени Оссолинских, с 1839 по 1844 год - в доме Александра Фредро, с 1844 по 1850 год - в доме Келермана, а с 1850 по 1856 год снова в учреждении Оссолинских. Относительно этого учреждения можно сказать, что оно не отдавало в аренду непосредственно библиотечный дом, а лишь небольшой дом в сквере, который фасадом выходил на ул. Коперника. В 1857 г. его разобрали. Согласно договору о найме от 27.05.1850 г. Буковинский фонд обязывался выплачивать 300 золотых за часовню и 100 - за помещение для настоятеля. Старшими православной общины на то время были Иван Бортник и Василий Драгунич. Год 1856 стал последним годом скитаний. Оснащенный тогда в новоприобретенном доме храм отпечатал на литографии около 1865 года по рисунку Й. Свободы, издатель Пиллер. Судя по литографии, это был небольшой, построенный в стиле классицизма двухоконный дом с портиком ионического ордера. Четырехскатную крышу завершала высокая ажурная, готической формы колоколенка с колоколом.
Теперь, имея собственное место, православная община могла подумать про сооружение нового каменного храма, что и было вскоре сделано. Со временем старый церковный дом постепенно разрушался и стал непригодным для проживания. Львовский магистрат рескриптом от 21.07.1893 г. закрыл храм и предложил на протяжении 30 дней разобрать его. Для богослужений временно задействовали часовню в приходском доме. На случай, если бы этот дом не успели бы в указанный срок (5.08.) отремонтировать, то богослужения должны были совершаться в евангелистском костеле, о чем была договоренность с соответствующим департаментом наместничества. Настоятелем храма в то время был священник Евгений Воробкевич, его заместителем - священник Николай Димитриевич.
В этом же году приготовлен, и 8.10.1895 г. утвержден проект строительства нового "греко-восточного" храма. Проект исполнил венский архитектор, обер-инженер департамента континентального строительства Густав Загс. Он же исполнил проект церковного дома, утвержденный еще в октябре 1894 года и ограды. Церковный дом первоначально проектировался на оси входа в храм, позднее смещен на восточную ось и в следующем году кое-что переделано. В 1895 г. объявлен конкурс на ведение строительных работ. Из нескольких предложений было принято предложение архитектора Винсента Равского как одно из самых экономичных и 25 октября 1896 года наместничество от имени Буковинского религиозного фонда заключило с ним контракт. Равский вел строительство от фундамента до его полного завершения. 1.09.1897 г. положен краеугольный камень под храм и начато его строительство. Наместничество обратилось к Равскому, что бы он до конца октября того же года вывел фундамент храм и церковного дома. Техническим руководителем строительства назначался инженер наместничества Антон Гауф, художественное руководство возлагалось на автора проекта Густава Захса. В этом же 1897 году организован комитет строительства, в который вошли: Иосиф Браунзейс, архитектор строительного департамента наместничества, как технический советник, Антон Гауф, руководитель строительства, священник Евгений Воробкевич, настоятель прихода, Михаил Грушевский, профессор университета, как епитроф (опекун) церковный.
Строительство проводилось быстро. Настолько, что в октябре 1899 г. храм и церковный дом уже стояли. В октябре 1900 г. уже шли завершающие работы. Столярную работу в обоих домах исполнила фирма Яни Вчеляка, слесарную - Ян Станкевич, живописно-декоративные работы в церковном доме провел маляр Франциск Муха, кафельные печи ставил Франциск Кубин. Цветные витражные окна в металлической оправе для храма изготовила и установила венская фирма "Тиролер глясмалерай анштальт". Эта же фирма исполнила мозаичную вставку над главным входом. Сначала эта мозаика должна была изображать покровителя храма - святого великомученика Георгия Победоносца, но почему-то изображение решили заменить образом Спасителя, который и сейчас красуется над порталом.
Колокола для храма отливала фирма Карла Швабе в Белей. Предложение известной литейной фирмы Петера Гильцера из Нойштадта комитет отклонил. Из семи предложенных колоколов четыре имели надпись на румынском языке, три - кириллицей. Румынские тексты имели колокола святых Кирилла и Мефодия, прп. Иоанна Сочавского, Трех Святителей и апостолов Петра и Павла, колокола равноапостольных Константина и Елены, святого Георгия и колокол с дарственной надписью от Буковинского религиозного фонда - с надписями на кириллице. Все датированы 1898 годом. Тогда же слесарь Франциск Рыботицкий изготовил 5 крестов для завершения куполов.
В 1901 году установлен главный алтарь и иконостас. Каменный престол изготовил львовский скульптор Людвиг Тырович за 350 крон, все покрытие престола - фирменная мастерская львовянина Михаила Дымета стоимостью 486 крон. Четырехярусный иконостас установили венские мастера. Столярную часть и резьбу иконостаса делал Карл Вормунд, все иконы писал Фридрих фон Шиллер. Эта работа стоила 9690 крон.
В докладной записке технического руководителя строительства А. Гауфа от 11.07.1901 г. VII департаменту наместничества сообщалось, что строительство храма и церковного дома давно закончено, а дом уже почти год как заселен. Освящение храма состоялось 14 (27) октября 1901 года.
В 1902 г. в храме установлены две памятные таблицы, на чем задолго до этого настаивало краевое руководство в Черновцах. Первая - в память 50-летнего юбилея восшествия на трон императора Франца-Иосифа - на румынском, немецком и украинском языках; вторая - про освящение храма - на румынском и украинском.
Обе таблицы изготовил из мрамора Л. Тырович.
Во время освящения стены храма еще не имели полихромии. К настенным росписям приступили в 1902 г. К октябрю того же года их должны были закончить. Эскизы полихромии, как и всего художественного оформления интерьера, изготовил венский художник Карл Йобст (1835-1907), искусным оформлением лично руководил Густав Захс.
Общая стоимость сооружения всего комплекса составляла 102301 крон 84 галеры. Из них на храм израсходовано 40000, на церковный дом - 21000 крон, иконостас и алтарь - 10500 крон, руководство работами - 2000 крон.
Храм пятикупольный, построен в романо-византийском стиле из красного, специального обжига кирпича и белого тесаного камня. Композиция плана центрична, ее основу составляет греческий крест, углы которого заполнены меньшими, квадратными в основе башнями, что в целом составляет квадрат с пятистенной алтарной апсидой. Центральный объем венчает византийской формы купол на восьмигранном светлом барабане, который доминирует над меньшими куполами внешних башней. Башни главного фасада служат колокольнями, в восточных устроены двухэтажные служебные помещения. Фасады рамен креста прорезаны окнами типа трифорий, которые придают сооружению романистическую окраску. В интерьере простор навы выделен колоннами боковых галлерей, которые служат хорами и сообщаются между собой через башни. Простор навы перекрыт сферическим соединением на круглом в середине барабане, алтарь - конхой. (Граненная снаружи апсида в интерьере также закруглена). Объемно-пространственное решение львовского храма близко по аналогии к семинарскому храму в резиденции митрополита в Черновцах, сооруженного по проекту Иосифа Главни.
В конструкциях, наряду с красным кирпичем, использован белый полянский и тернопольский камень. Квадрами тесаного белого камня выложены углы и обрамления окон. Использование на фасадах разноцветных строительных материалов подчеркивает не только стиль, но дает и соответствующий эффект.
В аналогичной строительной технике сооружен также двухэтажный церковный дом. Оба сооружения образуют единый ансамбль и являются лучшим образцом стиля историзма в архитектуре Украины.